Поиск
          
Навигация по разделу
Генеральная навигация
Новое на форуме
10:05:24
06:05:21
01:05:12
06:03:35
11:01:27
03:09:38
03:09:23
04:08:32
04:08:32
04:08:46
12:04:18
12:04:30
07:03:46
12:02:06
06:11:28
 
Охотничьи туры Охот.хозяйства Оружие Прицелы Практика Закон Снаряжение Общение

Зрительная оценка охотничьего ружья.


1-й этап осмотра состоит из зрительной оценки целостной гармонии форм охотничьего ружья, его силуэта и общих пропорций. Если пропорции ружья красивы и гармоничны - изделие выполнено хорошим оружейным мастером или спроектировано грамотным дизайнером.
штучное ружье, как правило, отличается изящными, четко очерченными формами с гармоничными соотношениями пропорций силуэта и его основных, крупных, частей.



Серийное ружье, как правило, отличается лаконично геометризованными линиями силуэта, простыми и упругими формами, которые в сравнении с штучным ружьем более массивны и зрительно прочны. Аналогично массивными и прочными могут быть формы одной категории штучных ружей - дорогих крупнокалиберных штуцеров и карабинов для африканских охот.

На этом этапе процесс напоминает зрительную оценку пропорционального строя человеческой фигуры, которая с первого взгляда оценивается как пропорциональная или непропорциональная, длинная или короткая, толстая или тощая, длинношеяя или короткошеяя, плотная или хлипкая. Фигуру с пропорционально утонченными, подбористыми параметрами формы характеризуют как изящную (аналогичный эпитет применим к формам штучного оружия). Фигуру с пропорционально массивными пропорциями характеризуют как плотную (аналогично могут характеризоваться формы серийного оружия). В обоих случаях речь идет о пропорциональной оценке объекта в его общих гармоничных или негармоничных соотношениях.

2-й этап осмотра состоит в оценке пропорциональных, формообразующих параметров ложи и цевья, пластический рисунок которых во многом определяет красоту охотничьего ружья.

Штучное ружье отличают изящные формы цевья и ложи. Восприятие пластики этих деталей зависит от материала изготовления, его плотности, текстуры и поверхностной фактуры. Как правило, материал - ореховые заготовки в виде брусков из французского, черкесского (кавказского), турецкого или американского ореха, из которых последний самый непрочный и дешевый. Ореховые заготовки сушатся 6-9 лет, а в наилучшем случае - 12-20 лет. Цевье и ложа штучных ружей вытачиваются на станках или вырезаются вручную из одной заготовки с единым текстурным рисунком древесных волокон. Для самых дорогих ружей используются заготовки корневого ореха с извилистой текстурой волокон, повышенной прочностью и влагостойкостью. Прочность хорошо высушенного ореха позволяет усложнять пластический рисунок цевья и ложи с подщечными выступами, фигурной насечкой или резьбой.

Серийное ружье отличает упрощенная пластика цевья и ложи, форма которых приспособлена к серийному изготовлению на копировальных станках. Цевье и ложа серийных ружей механически вытачивается из недорогого ореха (на многих оружейных заводах США, Италии, Испании и Южной Америки из американского ореха), бука и березы (последние два материала особенно характерны для ружей российского производства). Березовые ложи финских нарезных ружей фирм «Сако» и «Тикка» изготовлены из высококачественной карельской березы с красивой текстурой и многолетней просушкой. Прочность древесины бука и березы существенно ниже, чем у ореха, что заставляет целенаправленно упрощать пластику деталей ложи и цевья. Эти детали, как правило, имеют более простые геометрические очертания, более округлы и массивны.



На этом этапе процесс напоминает зрительную оценку пропорциональных соотношений крупных частей формы. Также моментально, на первый взгляд оцениваются пропорции конечностей и корпуса человеческой фигуры, которая характеризуется как длиннорукая или короткорукая, длинноногая или коротконогая. В такой же мере замечаются длинная или короткая шея, непропорционально длинный торс и, следовательно, низкая талия. Суть сказанного в преднамеренной нацеленности оценки гармоничного или негармоничного взаимобаланса крупных членений объекта, в нашем случае охотничьего ружья.

Пропорциональная гармония частей ружья зависит от согласованности размеров стволов, цевья, ложи, массивности и рисунка ствольной коробки.

3-й этап осмотра состоит в оценке качеств металлических ружейных деталей крупного и среднего размера, среди которых основными являются стволы (или ствол) и ствольная или затворная коробка, а также прицельные устройства, спусковая скоба со спусковыми крючками, ключ запирания, предохранительная кнопка, антабки. Форма и характер обработки ствольных трубок, их длина и толщина существенно влияют на пропорциональный строй ружья. В мировой ружейной практике, как правило, применяются стволы следующей длины: для дробовиков большая часть стволов имеет длину 66, 71 и 76 см, а также стволы длиной 50-60 см для пулевых ружей и ружей специального назначения и стволы длиной 81-85 см для спортивных ружей; длина стволов нарезных ружей бывает 52, 60 и 65 см.

Соответственно с этими размерными параметрами ружья зрительно классифицируются как длинноствольные, короткоствольные и ружья со стволами средней длины (у дробовиков средняя длина стволов 71 см, у нарезных ружей - 60 см). Пропорциональная гармония частей ружья - составляющих единой целостной формы, зависит от взаимной согласованности размеров стволов, цевья, ложи, массивности и рисунка ствольной коробки (затворной коробки у нарезных ружей), размеров и формы спусковой скобы и прицельных устройств. Если эти детали зрительно воспринимаются взаимосогласованными частями единого образа, то форма ружья красива, его части гармоничны. Непропорциональная величина или массивность одной или нескольких деталей ружья нарушают общую гармонию его целостной формы, что, как правило, указывает на невысокую квалификацию ружейного мастера или дизайнера. Исключения составляют ружья, чья непропорциональность преднамеренна, например, непропорционально длинный ствол (его длина 93 см) дробовика с продольно-скользящим затвором фирмы «Марлин», сделанный специально для дальней стрельбы по гусям.

Искусство мастера-ствольщика выражается в том, насколько изящным будет силуэт ствольной трубки, ширина и рисунок прицельной планки, форма и материал мушки.



В штучном ружье особую роль играет пропорциональная длина и силуэтная форма стволов. Стволы элитных дробовиков, и особенно дробовых ружей с горизонтально-спаренными стволами, имеют переменное сечение - сильное утолщение в районе патронников и плавное утончение ствольных трубок к дульному срезу. Толщина ствольных трубок в районе патронников, в средней части и к дульному срезу определяется опытным путем для каждого из ружей. Искусство мастера-ствольщика выражается в том, насколько изящным будет силуэт ствольной трубки, ширина и рисунок прицельной планки, форма и материал мушки. Существенную роль в образе штучного ружья играют красивые формы ствольной коробки с замками на боковых досках или замками системы «Энсон-Дилей» (у дробовиков), затворных коробок нарезных магазинных ружей, а также форма оснований целика и мушки, форма узлов крепления антабок и т.д. Силуэтная пластика этих деталей запоминается, наделяет каждое ружье чертами персональной неповторимости.

В серийном ружье стволы, ствольные и затворные коробки, спусковые скобы и прочие металлические детали серийного производства отличаются специфической функциональностью, геометричной простотой очертаний, удобных для высокоточного машинного изготовления. Высочайшее качество, рациональная красота форм металлических деталей отличает многие серийные ружья: дробовики «Бенелли» модели «Супер-90» МЗ, нарезные винтовки и карабины моделей «Сако 75» и «Штайр-Манлихер» SBS96, включающих варианты со стволами из нержавеющих сталей и сталей с черным или синим воронением, варианты с ложей из черного пластика, березы («Сако 75») или ореха («Штайр-Манлихер» SBS96). Высокое качество многих серийных моделей объясняется сильным составом фирменного дизайнерского бюро, качествами станочного парка с программным управлением.

В зрительной оценке качеств серийного охотничьего оружия важно не только отметить качество каждой оружейной детали, но и ее пропорциональную соразмерность как части единого образа каждой ружейной модели. Так, низкое расположение антабки на ружейной ложе или ее крепление далеко или слишком близко от конца стволов нарушает пропорциональную гармонию ружейного силуэта, ассоциируется с пропорциями человеческой фигуры с низко расположенной талией, с низкопосаженными коленями или вислозадой фигурой. Аналогично ружье с мушкой, прикрытой непропорционально массивным защитным кожухом, ассоциируется с человеческой фигурой, голова которой украшена огромным носом. Такие сравнения приходят на ум при взгляде на силуэты карабинов моделей «Дакота 76» (США) или «Ухерски Брод 550» (Чехия), у которых детали, прикрывающие мушку, непропорционально велики и массивны.

Процесс зрительной оценки форм металлических деталей оружия, которые вместе с формами цевья и ложи составляют целостный пропорционально пластический образ, сравним с феноменом узнавания человеческой фигуры. Пропорции человеческого торса и конечностей, посадка головы, манера походки и движений создают сумму неповторимо индивидуальных черт человеческой личности. Мы способны издали, не различая черт лица, цвета кожи и волос, зрительно выделить в толпе фигуру знакомого человека. Узнавание происходит подсознательно, без особых усилий зрения и памяти. Восприятие комплекса узнаваемых признаков моментально фиксируется мозгом и вызывает соответствующую эмоционально-образную реакцию. Можно предположить, что образы зрительной памяти кодируются в виде персонально узнаваемого образного символа, каждый из которых обозначает созданную воображением копию людей, животных, явлений и предметов, в том числе и ружей.

Индивидуальная неповторимость пропорций и пластических особенностей ружейной формы позволяет отличать знакомые ружья от незнакомых, красивые от некрасивых. Полнота и содержательность зрительного образа зависит от степени развития природных или благоприобретенных дарований к зрительному запоминанию, наблюдательности и систематизации образов памяти. Именно они важны в зрительной оценке качеств ружей с характерными линиями форм, среди которых широкую известность имеют образцы военного и охотничьего оружия: русская трехлинейка, английская армейская винтовка «Ли-Энфилд», карабин Симонова, автоматы Калашникова, снайперская винтовка Драгунова, американская М16 Юджина Стоунера, а также «Ауто 5» Джона Браунинга, седельные карабины фирм «Винчестер», «Марлин», «Браунинг», «Сэведж» и много других замечательных оружейных моделей.

Зрительный осмотр этих ружей в сопоставлении, сравнении, суммарном итоге впечатлений позволяет прийти к выводам, что формы русской трехлинейки с прямой винтовочной ложей и геометризованно обтекаемым блоком спусковой скобы и магазина красивы, а тупо срезанное цевье, грубо отесанная ложа армейского «Ли-Энфилда» неуклюжи. Аналогичным образом нетрудно заметить аскетичную красоту карабинов со скобой Генри «Винчестер» мод. 94, «Марлин» мод. 1895, «Браунинг Ливер Экшн», линии которых контрастируют с неуклюжей формой карабина с аналогичной системой перезарядки моделей «Сэведж» 99А и 99Е. Суть сказанного -оценка качеств ружейной формы состоит в умении увидеть ее красоту, почувствовать гармонию взаимодействия ружейных деталей.

Форма и характер обработки ствольных трубок, их длина и толщина существенно влияют на пропорциональный строй ружья.

4-й этап осмотра посвящен оценке качества декора охотничьего ружья. Декор - понятие, связанное с украшением ружья: шрифтовыми лейблами, гравировкой металлических частей, тиснением, резьбой деревянных частей оружия. Малоопытный, малокультурный ценитель оружия обращает внимание исключительно на качество декора. Дилетант ошибочно полагает, что гравировка и резьба являются основными показателями качеств охотничьего оружия. Также наивно полагать, что женскую красоту следует ценить по количеству бижутерии или натуральных бриллиантов, с переменным осязанием рельефов гравировочных с рельефами мелкозернистой насечки. На ощупь идеально сбалансированная форма ружей ощущалась как единая поверхность, холодная в местах касания металла и теплая в местах касания дерева. Когда ствольная коробка сделана из светлого металла, она смотрится светлым пятном, зрительно разрушающим целостную форму ружья. Целостность ружейной формы сохраняется в том случае, когда все металлические детали покрыты воронением одного цвета или близких по тону цветов. Столь же целостно восприятие форм ружей, где все металлические детали сделаны из нержавеющих сталей с блестящей полированной поверхностью.



Серийные ружья отличаются декором, составные части которого - насечка и гравировка -исполняются механически или с небольшой долей ручного труда. Декор сравнительно дорогих серийных ружей напоминает декоративную от-
делку штучного оружия. В этом случае гравировка исполняется с помощью штампов, лазерных устройств и сверловочных бормашин, копирующих специальный гравировочный эталон. Такая манера декора характерна для многих переломных ружей, серийно выпускаемых в США, Бельгии, Португалии, Японии, Италии, Франции и Германии.

К другой вариации серийного декора относятся ружья, поверхности металлических деталей которых не гравируются, оставляются гладкими. Такой декор характерен для переломных вертика-лок фирмы «Штурм, Ругер и К0» (США), некоторых моделей переломных ружей фирмы «Брно» (Чехия) и «Тикка» (Финляндия). Аскетичный декор с гладкими поверхностями ствольных коробок отличает полуавтоматические и помповые дробовики американского, европейского и японского производства. В подавляющем большинстве коробки такого оружия украшаются штампом с изображением фирменных лейблов, насечка на поверхности цевья и ложи наносится штампом или отсутствует. Охотничье оружие нового поколения отличается авангардным декором с цветным гладким или фактурным химическим покрытием металлических деталей и рельефными штамповками ложи в местах касания рукой. Авангардный декор характерен для новых разработок фирмы «Штайр-Манлихер» (модели SBS96 «Хантер» и «Скаут») и «Хеклер-Кох» (модель «Хеклер-Кох» SL8). Оружие нового поколения, как правило, отличается ложей из высокопрочных цветных пластмасс, позволяющих получить ложейную форму с идеальной эргономикой.

В итоге поэтапного осмотра и оценки качеств охотничьего ружья получается синтетический образ, суммирующий положительные и отрицательные впечатления. Комплекс впечатлений формируется так, как если бы мы знакомились с человеком, произведением искусства или объектом технического дизайна. Знакомство с человеком обычно имеет определенную последовательность: сначала на удалении, когда оцениваются общие пропорции фигуры, затем ближе, когда видны пропорции конечностей, форма головы и шеи, затем вблизи с возможностью увидеть черты лица, цвет и форму глаз, бровей, очертания губ, ушей и подбородка. Суммарное впечатление фиксируется памятью, формируется в виде зрительного образа, речевой или словесной характеристики. В аналогичной последовательности проистекает зрительная оценка ружья. В оценке охотничьего ружья особую роль играет характер и стиль декора и его составной части - гравировки.

Целостность ружейной формы сохраняется в том случае, когда все металлические детали покрыты воронением одного цвета или близких по тону цветов.

В заключение статьи заметим, что оружие ценят не только за совершенный дизайн и красоту гравировки. Не следует верить оружейным снобам, ошибочно полагающим, что ружьями надо считать исключительно продукцию всемирно известных фирм «Дж. Перде», «Голланд-Голланд», «Ригби», FAMARS или «Лебо Куралли». Абсурдно полагать, что любить следует исключительно женщин прекрасных и богатых, а милых и скромных любить не стоит, ибо они того не заслуживают! Для миллионов охотников охотничье ружье- предмет, с которым связан обширный круг эмоций и впечатлений. В число этих впечатлений входят не только гордость за красоту и совершенство форм и гравировки вашего ружья, но и воспоминания о метких выстрелах, богатых или скромных трофеях, память о людях и собаках. По этим причинам не грустите, если в вашем оружейном шкафу не стоит вожделенный «Перде» или «Меркель». Спокойно любите свой ИЖ или скромную «тулку» за то, что они есть, за то, что с ними пройдено множество удачных и неудачных охот. Именно с вашим ИЖом или с вашей «тулкой» связана лучшая часть ваших переживаний, составляющая часть того, что мы все называем Счастьем!

 
текст: Константин Кудряшов
фото: Владимир Киселёв
Журнал "Охота и рыбалка" №12(56) декабрь 2007


Комментарии:

 Ваш комментарий  
Имя *

E-mail (не отображается на сайте)*  

Введите код *

Текст комментария *

* поля обязательные для заполнения


Еще по теме:

Новости

Усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия
Ужесточены правила продажи гражданского травматического оружия
Польша и Австралия: силовики заказали себе российские ружья «Сайга-12»
Памятка охотника при получении охотничьего билета единого федерального образца
Россия: охотников обязали изучать правила безопасного обращения с оружием
Беларусь: обновленный закон "Об оружии" запрещает носить без чехла пневматику
Россия: Конституционный суд внес коррективы в жесткие условия покупки охотничьего оружия
Адыгея: проводится проверка охотничьих хозяйств
Якутия: операция "Охотник" была проведена на территории республики
Россия: Президент высказался против свободного обращения огнестрельного оружия в стране
Россия: депутаты планируют упорядочить правила ношения и покупки оружия
Россия: правительство рассматривает законопроект, который введет ряд поправок в федеральный закон "Об оружии"
Россия: голливудский актер Стивен Сигал станет лицом российской компании по производству винтовок
Россия: охотникам-иностранцам станет проще ввозить оружие на территорию РФ и передвигаться по стране в охотничьих целях
Красноярский край: в Норильске проводится операция "Охотник"

Статьи

Ремонт приклада охотничьего ружья
Уход за охотничьим оружием
Немецкое охотничье оружие
Карабин Мосина как оружие для охоты
Охотничье оружие Ф.В.Гейма
Охотничье оружие Merkel
Охотничье оружие Verney-Carron: французская гордость
Охотничье оружие Auguste Francotte – бельгийский эксклюзив
Оружие Перде – эталон качества.
Голланд-Голланд – настоящее английское качество
Зрительная оценка охотничьего ружья.
James Purdey & Sons - ружьё по наследству
Получение лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного (и охотничьего пневматического) оружия
Ношение охотничьего оружия
Охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-41
Ружья Fabarm Axis Field
Оружие Benelli: практичность во все времена
Охотничье оружие Hambrusch (Хамбруш)
Regis Darne (Режи Дарн): неподвижное совершенство
Моссберг и Сыновья (Mossberg & Sons)
Ремингтон (Remington): нужно просто прицелиться
Чарльз Ланкастер (Charles Lancaster )
Полуавтомат МЦ 21-12
Изменения в законодательство об оружии
Нарезные охотничьи ружья. Немного истории
Нарезное оружие. Основные сведения
История автоматического оружия
Нарезная винтовка. Что это
Сверхточная винтовка
Гладкоствольные охотничьи ружья. Общие сведения
Гладкоствольное оружие. Основные характеристики
Конструкция одностволки. Часть1
Конструкция одностволки. Часть2.
Конструкция одностволки. Часть3
Конструкция двуствольного ружья. Общие сведения
Конструкция отдельных компонентов двустволки
Взаимодействие частей и механизмов двустволки
Гладкоствольные полуавтоматы
Конструкция самозарядного магазинного ружья. Часть1
Конструкция самозарядного магазинного ружья. Часть2
Одноствольное ружье МЦ20-01
Вертикалка или горизонталка?
Горизонталки российского производства
Ижевские горизонталки
Дробовые ружья
Конструкция одноствольного ружья с магазином и скользящим затвором
Характерные неисправности оружия и их устранение
Охотничьи помповые ружья
Сравнение помповых ружей с другими видами
Помповое ружье Remington 870
Помповое ружье ТОЗ-94
Односпусковые механизмы двустволок. Часть 1
Односпусковые механизмы двустволок. Часть2
Односпусковые механизмы двустволок. Часть3
Охотничье комбинированное оружие. Обзор
Двойники с неподвижными при заряжании стволами
Двойники. Особенности конструкции и сравнение с другими типами
Двойники со стволами вертикального соединения
Комбинированное ружье Север
Комбинированное четырехствольное ружье
Охота с комбинированным оружием
Комбинированное ружье Тайга
Трехстволка
Подробнее о материалах для рюкзаков
Конструкция спин Tatonka
Элементы рюкзака
Виды рюкзаков
Конструкция рюкзака – типы каркасов
Подвесная система рюкзаков Tatonka
Рюкзак. Правильное укладывание, надевание, подгонка и прочие премудрости
Покупаем рюкзак
Конструкция и форма рюкзака
История. Рюкзаки и поняги
Станковый рюкзак
Правила безопасного обращения с огнестрельным оружием
Требования охотничьего минимума

 
Новое на портале
Новости:
05.09.2016
01.09.2016
22.08.2016
22.08.2016
11.08.2016

Статьи:

          


     
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
©2010-2018 ЗА ТРОФЕЕМ. РУ
Охотничий справочно-поисковый портал
Сервисы для самостоятельной организации охоты

Копирование материалов разрешено
при условии активной текстовой ссылки на zatrofeem.ru.

Охотничий портал За Трофеем приглашает авторов.
Мы публикуем только авторские материалы с соблюдением всех прав. Если вы хотите разместить свой обзор, рассказ об охоте, впечатления от посещения охотничей базы или любой другой материал, включая рекламные статьи, напишите нам.
Отказ от ответственности.
Обращаем Ваше внимание на то, что сервисы портала ЗА ТРОФЕЕМ. РУ носят исключительно информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.