Любой рюкзак состоит из различных частей – это ни для кого не секрет. О каждой из составляющих можно говорить много и долго, и это будет важно знать человеку, решившему рюкзак приобрести. Подробности, приведенные в статье ниже, могут быть интересны людям, уже разбирающимся в основным характеристиках рюкзаков.ШвыПояснять не надо – швы деталь важная. Какое у них качество, какие нити? Есть множество различных типов швов, отличающихся друг от друга трудоемкостью изготовления, а также прочностью. Понятно, что производители хотят найти некий компромиссный вариант между прочностью шва и сложностью технологии его производства, которая, по понятным причинам, увеличивает стоимость изделия.
Наиболее "правильным" швом для основной емкости считается бельевой шов, он же - "запошивочный", который работает не на отрыв, как стачной шов, а на сдвиг. Силовые элементы, такие как точки крепления лямок, стяжки, пояса, pyчки пришиваются на усиления: либо стропу, либо дополнительный слой ткани. Ни в коем случае они не должны быть пришиты просто в шов.
Слабыми местами считаются верхняя точка крепления лямок и нижняя. А также места, где пришиваются боковые стяжки. Карманы, пришитые в неудачных местах, отрываются довольно часто. У каркасных рюкзаков ткань могут прорвать металлические латы.
КлапанВсе рюкзаки, объем которых превышает сорок литров, имеют клапан, как непременный атрибут. Исключением могут быть рюкзаки-упаковки для байдарок. Он не только выступает как защита от снега и дождя, но и выполняет роль дополнительной емкости, в которую можно что-то упаковать. В него можно положить те вещи, которые хотелось бы всегда иметь под рукой.
Клапаны бывают пришитыми и «плавающими» по конструкции. «Плавающий» клапан можно регулировать по высоте рюкзака, в зависимости от тог, насколько он заполнен. Его можно даже и вовсе отстегнуть и носить как поясную сумку или небольшой рюкзачок, если такой вариант конструкция клапана предусматривает.
Объем клапанов может различаться очень сильно. Важно, чтобы конструкцией его была предусмотренная такая молния, которая широко его расстегивает и позволяет без труда класть и доставать оттуда необходимые вещи – фотоаппарат, например.
Плавающий клапан к основной емкости крепится с помощью пряжек, которых может быть две-три со стороны спины и одна-две с другой стороны. Количество пряжек зависит от ширины рюкзака. Пряжки со стороны спины обычно бывают "трехщелевыми", с лицевой стороны – самосбросы или фастексы. В старых моделях рюкзаков, сшитых самостоятельно, клапан крепился на резинках-эспандерах, а металлические крючки застегивались за пришитые кольца. У клапана может быть один дополнительный карман или несколько, как наружных, так и внутренних.
СтяжкиОбъем рюкзака регулируется стяжками. Обычно уменьшать объем рюкзака необходимости нет. Есть как раз обратная – увеличить его. Но стяжки выполняют еще и другую функцию: утягивая весь объем, делают рюкзак одним компактным монолитом, который носить гораздо легче. В идеальном варианте стяжки образуют вокруг рюкзака своего рода замкнутый "каркас". Нагрузка целиком и полностью должна распределяться по эти ремням. Большинство качественных самодельных рюкзаков было сшито именно так. В настоящее время многие производители экономят на стропе и потому вшивают ее непосредственно в боковой шов. Такая конструкция ненадежна, поскольку в ней нагрузка приходится на одну точку и "работает" на отрыв. Более удачное решение, когда стропу пришивают по дополнительному треугольнику плотной ткани, распределяющему нагрузку по большой площади.
Есть еще один вид боковых стяжек - шнуровка. Она не так удобна, как предыдущий вариант, а единственное преимущество заключается в небольшом снижении веса. С пластиковыми пряжками оно становится почти незаметным.
На продвинутых моделях рюкзаков используются не только вертикальные стяжки, но и дополнительная стропа, с помощью которой затягивается основной объем под клапаном сверху. Функция удобная, когда в уже наполненный рюкзак надо упихать объемную, но мягкую вещь – стропа как раз и спрессовывает объем под клапаном.
КарманыМелкие предметы куда удобнее упаковать по карманам, нежели сложить в основную емкость рюкзака. На самодельных моделях рюкзаков карманы куда только не пришивались, количество их и форма тоже ограничивалось лишь фантазией изготовителя. Ориентировались не только на стандартные вещи, но и до того доходило, что форму кармана диктовала форма любимой миски. Более обычными были потайные карманы, предназначенные для хранения документов и денег.
У промышленных моделей рюкзаков для карманов существуют стандарты, как по размерам и форме, так и по расположению. Чаще всего их нашивают на обратной от спинки стороне. Это не лучшее решение, поскольку рюкзак часто кидается на землю и карманы оказываются как раз внизу – то есть ближе всего к грязи и пыли. А если турист еще и сядет на рюкзак передохнуть, то с хрупкими вещами, уложенными в карманы, можно попрощаться. Молнии на карманах очень недолговечны. Многие производители от карманов отказались вовсе и ограничились только клапаном.По бокам рюкзака часто пришиваются планки, куда можно вставлять различный груз. Их тоже относят к карманам. В этих маленьких кармашках можно крепить и переносить снаружи топоры, пилы, весла, удочки и прочие предметы. Конец предмета вставляют в кармашек, а дальше притягивают к рюкзаку с помощью боковых строп. Хорошо продуманный по конструкции рюкзак оснащен дополнительным элементом на таких кармашках - сквозным отверстием, декорированным люверсом. Снег, набившийся в кармашек, растаивая, стекает наружу.
У некоторых рюкзаков есть кармашки на поясном ремне или на лямке, туда может вставляться рация или прибора GPS.
НавескаПрежде считалось хорошим тоном умещать все необходимые вещи внутрь рюкзака. А если у кого-то снаружи оказывалось чрезмерное их количество, то думали, что человек не умеет грамотно уложить рюкзак. Отчасти это верно – лишних вещей снаружи быть не должно. Однако, далеко не всякой вещи место внутри, иные удобнее сражу держать. К таким вещам относятся: веревка, кошки, ледовый инструмент. На современных экспедиционных и штурмовых рюкзаках есть целый ряд мест, где традиционно крепятся внешние грузы. Сверху клапана имеются ремни для кошек. Веревка, палатка и узкий коврик могут быть закреплены снизу и сзади рюкзака, под его дном, для этой цели там пришиваются ремни с пряжками. На рюкзаке, не имеющем задних карманов, коврик удобнее всего крепить именно сзади, а не сбоку или сверху. Ледоруб закрепляется на петлях из стропы, пришитых на стыке дна рюкзака и его задней стенки. Инструмент заводят вниз клювом и фиксируют рукоять стропой с пряжкой или "липучкой".
Крайним вариантом карманов можно назвать дополнительные емкости. Они навешиваются по бокам или сзади. Чтобы закрепить на лямке всевозможные предметы ( рукавицы, нож, флягу), там могут пришиваться полукольца или маленькие карабины.