Конвенция о биологическом разнообразии определяет мониторинг биологических ресурсов (в нашем случае охотничьих ресурсов и среды их обитания) как ключевой компонент успешного адаптивного менеджмента.
В новом Законе об охоте, который не ругал только ленивый, государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представлен как система регулярных наблюдений за состоянием, численностью, распространением и размещением охотничьих ресурсов в среде их обитания, динамикой изменения охотничьих ресурсов по видам, а также состоянием охотничьих угодий. Соответственно, одними из главных мероприятий в любом охотничьем хозяйстве являются проведение учетов оценки среды обитания охотничьих животных и их численности.
Хотя новый Закон об охоте и устанавливает правовые основы устойчивого использования, охраны и воспроизводства охотничьих животных и среды их обитания, как данные положения будут работать на практике, покажет время. Основной проблемой видится разграничение и передача полномочий федеральных государственных органов государственным органам субъектов федерации.
Если методика процедуры бонитировки охотничьих угодий достаточно отрегулирована и отработана, то система учета охотничьих ресурсов вызывает многочисленные сомнения. Как известно, от качества учета охотничьих животных зависит определяемый объем их изъятия. К сожалению, на сегодняшний день практически полностью утрачена возможность проведения именно федеральных учетов количества охотничьих ресурсов по наименее затратному методу зимнего маршрутного учета, объясняемая, прежде всего, недостатком федерального финансирования данного метода. Повсеместно допускаются разночтения в методике на уровне отдельных охотничьих хозяйств, что приводит к некорректным данным по численности ресурсов, предоставляемых субъектами Федерации.
Говоря о проведении учета и мониторинга среды обитания, необходимо отметить, что и методики данной процедуры весьма устарели. Возможно, стоит присмотреться к нормативным документам и актам других стран, в частности наших соседей из Республики Беларусь. При мониторинге территории среды обитания охотничьих ресурсов для пользователей любого уровня представляется возможным применять следующие учетные признаки:
1. административно-хозяйственные - административный район, лесопользователь, пользователь земель с.-х. назначения и т.д.;
2. природно-географические - физико-географическая провинция, область, район, ландшафты в необходимой иерархии;
3. прикладные - охотхозяйственное использование, сельскохозяйственное, рекреационное и т.д.
Следующим шагом становится составление кадастра охотничьих территорий по разным слоям и типам (как пример, вид – лесной, тип – сосновый, подтип – зеленомошник). Стоит ли говорить, что при применении данной таксации, планирование управления популяционно-ландшафтными видами охотничьих животных, оценка и анализ охотничьих угодий, мониторинг отдельных видов охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также выработка рекомендаций по проведению различных видовых и охотхозяйственных биотехнических мероприятий выходят на совершенно новый уровень.
Учитывая, что при общей площади охотничьих угодий в 150 миллиардов гектар согласно новому Законе об охоте зарегулировано отведение 80 процентов данных земель в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (120 млрд. га!!!), основным низовым звеном в системе охотпользования и охотустройства становятся охотхозяйства различного типа собственности. Естественно, вся нагрузка по инвентаризации угодий и животных, разработке мероприятий по рациональному использованию охотничьих угодий и охотфауны, бонитировке, разработке планов воспроизводственных работ ложится на плечи арендаторов угодий. Такую сложную и ответственную работу способны выполнить лишь специалисты-охотустроители. Но, к сожалению, большой проблемой для всего российского охотустройства и охотпользования является нехватка квалифицированных кадров, способных эффективно и качественно управлять огромным охотничьим хозяйством Российской федерации.
Выходом из сложившейся ситуации, возможно, стало бы привлечение охотхозяйствами на договорной основе специалистов из территориальных управлений охотустроительных органов (либо для проведения разовых или сезонных работ, либо на основе аутосорсинга).
Таким образом, в эффективном планировании и управлении охотничьим хозяйством любого ранга будут заинтересованы вертикаль государственных органов власти, сами охотхозяйства и рядовые охотники.
Несомненно, вопросы эффективного мониторинга - лишь малая часть проблем охотничьего хозяйства России, требующих скорейшего решения для оптимизации и дальнейшего воспроизводства охотничьих угодий и охотфауны.
Кубаткин В.А., кандидат географических наук, доцент, член Международной комиссии по сохранению памятников природы.Специально для zatrofeem.ru. Авторская статья. Копирование без ссылки "Охотничий портал zatrofeem.ru" и указанием автора нас очень разочарует в вашей порядочности.